Get Adobe Flash player
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Поиск по сайту

Горячее питание

goryachee pitanie logo

Наши достижения

Информация

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе. Утрата приспособляемости несовершеннолетних к условиям социальной среды происходит вследствие неуспешной социализации и влечёт за собой иные негативные для личности и общества последствия, в том числе правонарушения.

Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Профилактика деструктивного поведения основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Институтом социализации детей является семья и школьная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.

Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).

За некоторые деструктивные действия несовершеннолетних законодательством Российской Федерации предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Типы деструктивных моделей поведения соответственно навигатору профилактики всех видов отклоняющегося поведения.

1.Социально психологическая дезадаптация

2.Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение

3.Рискованное поведение

4.Суицидальное самоповреждающее поведение

5.Аддиктивное (зависимое) поведение

6.Агрессивное поведение

7.Деликвентное поведение

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ПО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ:

  • намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, перевороты, протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм
  • причинение физического ущерба другим людям (побои, драки (регулярные и/или массовые), убийство)
  • моральное унижение других людей, провоцирование конфликтов, участие в травле (буллинге)
  • сквернословие
  • жестокость к животным (пытки, умерщвление, издевательства)
  • вандализм (порча неодушевленных предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства и др.)
  • экоцид (нанесение вреда объектам природы)

ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ:

  • действия с риском для жизни и (или) здоровья (паркур, зацепинг и иные)
  • интернет - зависимость, патологическая страсть к азартным играм
  • суицидальное поведение, суицид
  • чрезмерное видоизменение собственного тела (татуировки, шрамирование, пирсинг)
  • употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

  • повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию
  • зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии
  • проявление навязчивых движений
  • неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям
  • утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками
  • стремление показать свое «бесстрашие» окружающим
  • стремление быть в центре внимания любой ценой
  • нелюдимость, отчужденность в школьной среде, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки
  • избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги)

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ):

  • конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)
  • ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку)
  • проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия
  • участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами
  • трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»)
  • навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу)
  • участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению)
  • жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми.
  • резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету)
  • пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения)
  • подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.)
  • появление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет- магазинов наркотиков)
  • использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.

ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ:

  • использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную)
  • наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове
  • нежелание следить за своим внешним видом
  • появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны)
  • появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли)

Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

При проявлениях деструктивного поведения ребенку обязательно требуется психологическая помощь.