Get Adobe Flash player

Поиск по сайту

Наши достижения

Информация

Обратная связь

Функциональные обязанности уполномоченного по правам ребёнка.

          Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса - это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом и утвержденное Советом школы (Управляющим советом), наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении – ЭТО взрослый участник образовательного процесса, к которому можно обратиться:

- если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса;

- если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы;

- за правовой консультацией (в рамках функционирования школы);

- за информацией о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации учебного процесса;

- если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения.

Что дает школе работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса?

Детям: чувство правовой защищенности – есть человек, к которому можно пойти со своими проблемами. Понимание, что можно и нужно жить по правилам, что у других людей есть тоже свои права и их нужно уважать. Понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.

Учителям: осознание границ своих полномочий. Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт с администрацией. Четкое понимание того, что он участник общественного договора, не дает войти в конфликт с ребенком.

Родителям: спокойствие за детей, т.к. вероятность, что обидят или унизят уменьшается. При конфликтной ситуации родителям есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав, не вводя конфликт в официальное русло.

Директору: до 90% конфликтных ситуаций решаются оперативно, до жалоб к администрации. Возможность решать проблемы и управлять школой, используя силу общественного мнения, что, в большинстве случаев, гораздо эффективнее.

Школе в целом: изменение самой атмосферы. Конфликты не перерастают в борьбу, возникает ощущение единой команды.

В основе деятельности Уполномоченного (Омбудсмена) по правам лежат следующие принципы:

  1. Институт уполномоченного не является ни законодательным, ни

исполнительным, ни судебным органом и не заменяет их;

  1. Уполномоченный независим и неподотчетен при осуществлении своих

полномочий другим органам (например, профсоюзному комитету или педагогическому совету, если по Уставу школы он не является органом самоуправления) и должностным лицам (руководителю образовательного учреждения, администрации школы);

  1. Его деятельность не отменяет и не влечет пересмотра компетенции

других органов, его «оружие» - гласность, критика и авторитет;

  1. Назначается, как правило, представительным органом (Совет школы,

Управляющий Совет и т.д.);

  1. Исполняет свои функции неформально, используя доступный, простой

и понятный способ деятельности;

  1. Руководствуется не только правовыми нормами, но и правовыми

принципами, моральными соображениями, идеалами справедливости и человечности;

  1. Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного –

является защита прав детей.

  1. Омбудсмен «улавливает» ошибки и вскрывает несправедливости

управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечивающих органов (например, профсоюзного комитета);

  1. Омбудсмен активно сотрудничает с администрацией МБОУ СОШ № 8, ищет компромиссы;
  2. Обобщает результаты своей деятельности в ежегодных докладах на заседании органа самоуправления (Совет школы, Управляющий совет и т.д.);
  3. Омбудсмен не наделяется новыми или какими-либо экстраординарными полномочиями, не подменяет деятельность классного руководителя, председателя методического совета или профсоюзной организации. Его роль в том, чтобы привести в движение уже имеющиеся в арсенале средства правовой защиты.
    1. Уполномоченный наделяется правом исследовать и рекомендовать, но

 не приказывать, обязывать и наказывать;

  1. Омбудсмен наделен правом беспрепятственного доступа к детям, с целью выявления нарушений их прав, свобод и законных интересов, а также обращаться к администрации школы в целях получения необходимой информации и для устранения выявленных нарушений прав детей;

14. Важным принципом деятельности Уполномоченного является его инициативность в вопросах защиты прав ребенка. Уполномоченный должен не только реагировать на поступившие к нему обращения, но и сам выявлять случаи нарушения прав детей; Омбудсмен никогда не должен оставлять ребенка беззащитным.

15. Уполномоченный действует методами убеждения и гласности. Для этого требуется, чтобы Уполномоченный был одновременно и гибок, и тверд, непреклонен.

Конечная цель Омбудсмена - быть простым, доступным и быстрым средством защиты прав детей, учителей и родителей.

Кроме того, Уполномоченный по правам в школе должен быть:

Нейтральным: он не должен иметь личной заинтересованности в результате рассмотрения жалобы или расследования. Эта нейтральность не нарушается симпатиями к определенному человеку или части школьного коллектива. Всем предоставляются равные возможности изложить факты и свои мнения.

Независимым: Омбудсмен независим в том смысле, что никто не указывает, как он должен работать с жалобами, которые находятся на рассмотрении, как их расследовать, каким должен быть результат рассмотрения и что рекомендовать.

Неформальным: Омбудсмен не является частью какой-либо официальной процедуры рассмотрения жалобы. Все участники образовательного процесса, обращающиеся за помощью, могут также предпринять другие шаги для разрешения своей проблемы. Поскольку процесс работы Омбудсмена является неформальным, позиции сторон не являются жесткими, и проблемы могут быть часто разрешены проще, чем с применением официальных процедур.

Пользующимся доверием: необходимо, чтобы школьный Омбудсмен не раскрывал личность людей, обратившихся за помощью или предоставивших ему информацию, кому-либо без разрешения на то обратившегося лица.

Эта конфиденциальность обеспечивает надежную атмосферу, когда люди могут чувствовать себя в безопасности, обсуждая проблемы и заботы открыто, свободно и абсолютно без страха какой-либо мести. Если в целях разрешения проблемы требуется раскрыть личность обратившегося, Омбудсмен должен сообщить об этом данному лицу. И он (обратившийся) вправе выбрать, позволить ли раскрыть свою тайну или нет.

Иметь доступ к информации: школьному Омбудсмену необходимо иметь право доступа ко всей информации, затрагивающей права и интересы участников образовательного процесса, и право опрашивать людей. Этот доступ необходим для того, чтобы эффективно собирать факты, касающиеся рассматриваемой проблемы.

Функциональные обязанности уполномоченного по правам ребенка в школе:

 Основными целями и задачами уполномоченного МБОУ СОШ № 8 являются:

1. Правовое просвещение участников образовательного процесса;

2. Защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;

3. Формирование правового пространства в образовательном учреждении;

4. Формирование правовой культуры и правового сознания;

5. Формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

6. Совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

7. Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

8. Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;

9. Профилактика нарушений прав ребенка.