Get Adobe Flash player

Поиск по сайту

Наши достижения

Информация

Обратная связь

Сентябрь 2019

28 Сентябрь 2019

Документы ОО

страница в разработке

Читать далее

16 Сентябрь 2019

Для вас, родители

РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей детей с ОВЗ

Вместо того чтобы искать повсюду недостатки,

мы можем искать во всем любовь…

Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:

  1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
  2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
  3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
  4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
  5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
  7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
  9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.

   Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.

Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:

  1. Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
  2. Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
  3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.                                                       
  4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за один - два дня, после чего переходите к следующей ступени.

Родителям необходимо помнить следующее: не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.

                                        Памятка "Советы родителям детей с ОВЗ"

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели или учителя. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей -инвалидов:

1.Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

2.Никогда не жалейте ребѐнка из -за того, что он не такой, как все.

3.Дарите ребѐнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

4.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

5.Не ограждайте ребѐнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

6.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

7.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

8.Не бойтесь отказать ребёнку в чѐм-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

9.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

10.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

11.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

12.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка –инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

13.Не изводите себя упрѐками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребѐнок, вы не виноваты.

14.Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком –инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой –и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Обучение игре

Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально - волевая сфера. Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины –его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала –ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно. Если ребенок знаком с хозяйственно - бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д. В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый –зеленый, синий – белый и т.д У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки. Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были незаточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки. Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.

2.Учим детей самостоятельности

Хотите ли вы выработать у своего ребенка жизненно необходимые умения и навыки? «Что за странный вопрос?» –ответите вы. Какие родители не желают видеть своего ребенка самостоятельным? Вас, вероятно, неоднократно тревожила мысль –что для этого нужно сделать и как. На это есть ответ: обучение детей с ограниченными возможностями должно строиться таким образом, чтобы они могли преодолевать определенные трудности, умели справляться с ними. И тут встает еще один вопрос: «Что же делает обучение правильным?» Вы скажете, что обучение требует терпения. Но кроме терпения необходимы специальные знания. Ребенок учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кого не боится. А это значит, что именно вы, родители, являетесь его самыми лучшими учителями. Так, например, со счетными операциями дети знакомятся на уроках счета, дома вы закрепляете это на примерах окружающей действительности Задавая такие вопросы как: «Сколько в вашем дворе растет берез, елей, рябин? Сколько окон на одном этаже? Сколько кроватей, одеял, подушек в спальне? Сколько пуговиц на халате у мамы, на рубашке у сестры?» и т.д. Убирая овощи с огорода, можно провести следующую работу. Например, предложить сравнить морковь по высоте, ширине, толщине, найти самую короткую (длинную), узкую (широкую). Можно придумать с ребенком загадку про морковь: растет в огороде красная, длинная, можно есть сырой и вареной. Можно попробовать вылепить из пластилина морковь для зайчика, затем вместе приготовить салат из моркови, заодно обучая ребенка пользоваться теркой. Дети должны жить заботами своего дома, вместе с вами устранять непорядок в одежде, пришивать пуговицы, вешалки, штопать дырочки. Необходимо доступно показать и объяснить, как правильно пришивать пуговицу. Сначала надо учить пришивать пуговицу с двумя дырочками. Для этого потребуется цветная пуговица (закрепленный цвет) с двумя дырочками, полоска из плотного полиэтилена, иголка, нитки, ножницы. Предложите ребенку сделать цветные дорожки. Обратите внимание на то, что с иголкой нужно обращаться осторожно. Дети должны знать, что нельзя брать иголку в рот, не оставлять иголку в изделии и что хранить иголки нужно в специальной игольнице. После того, как ребенок научится пришивать пуговицы, предложите ему посмотреть одежду всех членов семьи, если нет пуговиц, то пришить недостающие. Обучая детей стирке мелких вещей(чулок, носок, носовых платков), нужно обращать внимание на рассортировку вещей по цвету, чтобы не окрашивалась одна вещь от другой. Развешивание белья после стирки может стать поводом для игры в разглядывание -посмотреть на различие в форме, цвете одежды, фактуре и качестве ткани. У детей дома должны быть постоянные обязанности по уходу за внешним видом, помещением. Умываться и чистить зубы по утрам, приводить волосы в порядок и застилать постель, уметь делать влажную уборку и пылесосить – это достигается путем многократного повторения каждого действия вместе с взрослыми, а затем с помощью вербальных инструкций. Гуляя по улице, обратите внимание ребенка на ее проезжую часть, тротуар.

     Ребята должны уметь определять по внешним признакам назначение здания (жилой дом, школа, аптека, больница, завод и т.д.), читать, по возможности, название улиц, называть номера домов. Особое внимание следует уделить мерам безопасности. Например, ребята вырезают из старых книг изображение различных видов одежды (можно дорисовать) персонажам в соответствии со временем года. Это поможет детям одеваться по сезону, чтобы не простудиться. При этом необходимо наглядно показывать действия с колющими и режущими предметами.

   Необходимо научить ребенка вести диалог по телефону, сначала игрушечному, с номерами «01», «02», «03».

   Для закрепления и тренировки культуры поведения предложите ребенку следующие упражнения:

-покажи, как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях;

-уступи место в автобусе;

-помоги маме (бабушке) донести покупку;

-вежливо купи билеты в кассе;

-спроси у незнакомого человека, сколько времени;

-что ты сделаешь, если кто -то рядом с тобой что-то уронил;

-как спускаться, или подниматься по лестнице;

-пропусти в дверях старшего;

- куда деть фантик от конфеты на улице.

     Предоставляйте ребенку возможность делать самому все, что он может сделать, ставьте его в ситуацию, когда он должен приложить волевое усилие, проявить волевые качества Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей -инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бымаксимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители –основные участники психолого - педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг -звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из -за своего дефекта, сколько из -за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей –инвалидов.

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 6. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход!Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

Читать далее

Теоретическая и практическая ценность модели

Теоретическая ценность:

Разработана Концепция психолого-педагогического сопровождения

ресурсного развития участников инклюзивного образовательного

процесса.

Разработана внутришкольная методическая модель организации среды профессионального роста педагога инклюзивного образования.

Выявлены эффективные методы личностного сопровождения профессионального роста педагога (индивидуальный план профессионального развития коучинг, приемы профессионального самосохранения, психолого-педагогическая поддержка, психологический тренинг поддержка руководителя и коллег, самодиагностика.

Практическая ценность:

Описание педагогической и методической практики в инклюзивной школе.

Разработаны программы:

- родительского клуба «Справимся вместе», в состав клуба входят семьи, имеющие детей с ОВЗ и детей — инвалидов;

- диагностического тренинга с составлением психологического портрета коллектива с описанием ресурсов развития;

- тренинга по построению дорожной карты повышения профессионального уровня педагогов инклюзивного образования.

Читать далее

Результаты реализации Модели

Выявлены организационно-управленческие, инструментально-технологические и содержательно-методические условия организации образовательной среды школы, способствующей ресурсному развитию:

  • ребенка с ОВЗ,
  • педагога инклюзивного образования;
  • родителей детей с ОВЗ.

Планируемые результаты и эффекты реализации Модели многозначны и представляют собой комплекс количественных и качественных показателей динамики:

- качества доступных ресурсов для ребенка с ОВЗ (источники внешних ресурсов ребенка с ОВЗ: социальная и архитектурная среда, здоровые дети; друзья; родители; специалисты сопровождения; адаптированные программы и вариативные способы обучения, обусловленные уровнем профессиональных компетенций педагогов;

внутренние ресурсы: развитие субъектности ребенка с ОВЗ как основы формирования активной жизненной позиции);

- индивидуальной траектории развития ребенка с ОВЗ с учетом всей системы внутренних и внешних ресурсов;

- профессионального роста и качества педагогической деятельности:

  • внедрение в практику образовательных технологий обеспечения инклюзии;
  • развитие технологической культуры педагога (от нормативно-репродуктивного уровня к адаптивно-эвристическому и креативно-творческому уровню с построением авторской педагогической или методической системы);

- описание этапов психологического сопровождения оптимизации профессиональной деятельности с целью эффективного развития профессиональной психологической компетентности педагога инклюзивного образования.

Прогнозируемый конечный результат реализации Модели — повышение уровня культуры организации образовательной среды школы, нацеленной на актуализацию ресурсов развития участников инклюзии.

Читать далее

Описание Модели

Цель реализации «Модели организации среды ресурсного развития участников инклюзивного образовательного процесса»: создание образовательной среды как совокупности условий для актуализации и эффективного развития внутренних и внешних ресурсов (способностей и возможностей) всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, а именно:

         ребенка с ОВЗ;

         педагога, реализующего инклюзивное образование,

         родителей обучающихся.

Задачи реализации Модели:

1.         Развитие ресурсов ребенка с ОВЗ как системы способностей и возможностей (психофизиологических и психосоциальных) к устранению противоречий с жизненной средой, преодолению социальных, физиологических и психологических барьеров вхождения в культуру и социум, приобщения к общему образованию, и создающей основу для развития ребенка и его признания как субъекта развития.

2. Качественное изменение профессионально-личностных характеристик педагогов через активизацию личностных ресурсов, преобразование их профессиональной деятельности, становление педагогических ценностей и развитие профессиональных компетенций, обеспечивающих успешное решение задач в области инклюзивного образования.

3.Теоретическое моделирование, построение Концепции образовательного процесса, описание педагогической и методической практики в инклюзивной школе.

4. Создаваемая модель отражает специфику образовательного процесса, описание способов получения планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных и адаптированных основных образовательных программ, специфику организации урочной и внеурочной деятельности в школе с инклюзивной направленностью.

5. Разработка Концепции психолого-педагогического сопровождения ресурсного развития участников инклюзивного образовательного процесса.

Описание «Модели организации среды ресурсного развития участников инклюзивного образовательного процесса в МБОУ СОШ № 3 им. И.А. Левченко»

Основанием для разработки Модели служит комплекс факторов, среди которых:

- государственная образовательная политика, нацеленная на обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ и раскрытая в нормативно-правовых документах;

- национальная и региональная образовательная политика, направленная на организацию условий непрерывного профессионального роста педагогов, в том числе в инклюзивных школах;

- актуальная образовательная парадигма личностно-развиваюшего образования и гуманистической педагогики;

- востребованность идей системной оценки личностных ресурсов и личностных результатов образования ребенка с ОВЗ и организации его комплексного сопровождения, нацеленного на анализ интегративного потенциала системы «человек с ОВЗ — жизненная среда», включающего находящиеся в динамическом соответствии персональные возможности человека с ОВЗ и ресурсы среды, что составляет основу системно-ресурсного и ресурсно-средового подходов.

Модель построена с учетом реальных финансовых и кадровых возможностей образовательного учреждения и содержит совокупность компонентов, управляемых Координационным планом.

Основанием для разработки Модели служит комплекс факторов, среди которых:

- государственная образовательная политика, нацеленная на обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ и раскрытая в нормативно-правовых документах;

- национальная и региональная образовательная политика, направленная на организацию условий непрерывного профессионального роста педагогов, в том числе в инклюзивных школах;

- актуальная образовательная парадигма личностно-развиваюшего образования и гуманистической педагогики;

- востребованность идей системной оценки личностных ресурсов и личностных результатов образования ребенка с ОВЗ и организации его комплексного сопровождения, нацеленного на анализ интегративного потенциала системы «человек с ОВЗ — жизненная среда», включающего находящиеся в динамическом соответствии персональные возможности человека с ОВЗ и ресурсы среды, что составляет основу системно-ресурсного и ресурсно-средового подходов.

Модель построена с учетом реальных финансовых и кадровых возможностей образовательного учреждения и содержит совокупность компонентов, управляемых Координационным планом.

Организационный:

•          Создание Координационного совета по обучению детей с ОВЗ

•          Разработка нормативно–правовой базы инклюзивного образования в ОУ и соответствующих локальных актов

•          Кадровое обеспечение

•          Создание доступной среды (санитарно – бытовые условия с учётом потребностей с ОВЗ, наличие рабочего места для обучающегося с нарушением ОДА)

•          Организация сетевого взаимодействия с внешними организациями

•          Организация медицинского обслуживания и питания.

Целевой компонент:

•          Определение целей и задач реализуемой Модели

•          Разработка АООП НОО, АООП ООО, ИОП, программ внеурочной деятельности Координационным советом, с учётом физиологических и психологических особенностей обучающихся (ЗПР, нарушение ОДА, РАС, УО), разработка СИПРов.

•          Разработка программ психолого–педагогического сопровождения с учётом рекомендаций ЦПМПЦ и районной ПМПК

•          Разработка системы мониторинга качества образования обучающихся с ОВЗ.

•          Организация системы эффективного психолого – педагогического сопровождения инклюзивного образования.

•          Организация работы ПМПк (выработка рекомендаций по созданию специальных условий для преодоления трудностей в освоении АОП; мониторинг развития, освоения АОП; разработка программ коррекционно – развивающих курсов, программ индивидуального сопровождения; работа по созданию единой психологически комфортной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; организация работы по формированию готовности классных коллективов к приёму детей с особыми образовательными потребностями, консультирование родителей специалистов, принимающих участие в психолого – педагогическом сопровождении).

•          Организация работы с родителями с использованием традиционных и нетрадиционных форм работы. Работа родительского клуба «Справимся вместе»

Содержательный компонент:

•          Программно – методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса (ОУ обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, соответствующей учебно–методической литературой и материалами по всем учебным предметам ООП)

•          Организация системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ (тьюторское сопровождение). 1 тьютор координирует деятельность 3 обучающихся с РАС (2 детей) и УО.  

Критериально-оценочный компонент:

•          Разработка диагностического инструментария для организации мониторинговых процедур для оценки:

- качества образовательной деятельности и реализации АООП;

- типа взаимодействия ребенка с ОВЗ в образовательной среде и показателей развития ребенка;

- роста профессиональных компетенций педагогов, актуализированности ресурсов их профессионально-личностного развития и др.

Читать далее

Финансовые условия реализации

Финансовое обеспечение реализации «Модели организации среды ресурсного развития участников инклюзивного образовательного процесса» (далее — Модель) осуществляется в соответствии с потребностями школы на осуществление всех необходимых расходов на обеспечение гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования, с учётом вариативности особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся. Финансовое обеспечение соответствует специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП для разных групп обучающихся с ОВЗ.

В 2015 г. было приобретено специальное оборудование не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и инвалидов с нарушением зрения, слуха и речи на общую сумму 2 056 835 рублей.

Важным направлением работы по повышению профессиональной компетентности педагогов является постоянное совершенствование педагогического мастерства через систему курсовой подготовки и повышения квалификации. В 2017 – 2018 – 100 % педагогов прошли обучение по проблеме «Коррекционная педагогика и специальная психология: организация инклюзивного образования детей – инвалидов, детей с ОВЗ» за счёт средств субвенции.

Читать далее

Паспорт доступности МБОУ СОШ №3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорска

Анализ паспорта доступности объекта МБОУ СОШ №3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорска

           В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309, утвержденным Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, стали мероприятия по определению состояния доступности школы, получения образовательных услуг с учетом потребностей инвалидов и других МГН.

       С этой целью был проведен анализ показателей доступности и разработан Паспорт доступности МБОУ СОШ №3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорска.

№ п/п Наименование показателя доступности Фактическое состояние (подробно)
1 Территория, прилегающая к зданию (участок)

Территория, прилегающая к зданию, (участок) частично доступна. Наружный пандус имеет двустороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м , поверхность пандуса покрыта противоскользящим материалом.

Отсутствует автостоянка для инвалидов.

2 Вход (входы) в здание

В здании   школы   имеются два входа, доступные для МГН, входные площадки при входах, доступных МГН, имеют навес. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров твердые, не допускают скольжения при намокании и имеют поперечный уклон в пределах 1-2%.

Входные двери имеют ширину в свету более 1,2 м.

На прозрачных полотнах дверей не предусмотрена яркая контрастная   маркировка высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенная на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

3 Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)

Переход инвалида-колясочника из одной части здания в другую предусмотрен только при его движении по улице, со стороны другого входа.

Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания выполнены в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания: ширина пути движения в коридорах при встречном движении не менее 1, 8 м.

В тупиковых коридорах обеспечена возможность разворота кресла-коляски на 180о.

4 Лестницы и пандусы При перепаде высот пола в правой части здания школы предусмотрен пандус с ограждением высотой 1 м.
5 Пути эвакуации Места обслуживания и постоянного нахождения МГН расположены на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений здания школы наружу. Освещенность путей эвакуации в пределах нормы.
6 Аудиовизуальные информационные системы Аудиовизуальные информационные системы отсутствуют
7 Ученические места

Ученические места для обучающихся-инвалидов размещаются в кабинете психо-коррекционной работы с детьми-инвалидами:

- Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей,

- Аппаратно-программный комплекс для детей с ОПА,

-   Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей и детей с нарушением речи

8 Другое В здании школы имеется санитарно-бытовое помещение (туалетная комната), специально оборудованная для МГН.
Читать далее

Программа "Доступная среда"

С 2014 года МБОУ СОШ №3

им. И.А. Левченко г. Семикаракорска является участником программы «Доступная среда»

П А С П О Р Т

государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

Ответственный исполнитель программы Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Участники программы

Министерство просвещения Российской Федерации,

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство культуры Российской Федерации,

Министерство здравоохранения Российской Федерации,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Министерство транспорта Российской Федерации,

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,

Федеральная служба государственной статистики,

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,

Федеральное медико-биологическое агентство,

Пенсионный фонд Российской Федерации,

Фонд социального страхования Российской Федерации,

Министерство спорта Российской Федерации

Подпрограммы программы, в том числе федеральные целевые программы

Подпрограмма 1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации),

Подпрограмма 2. Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации),

Подпрограмма 3. Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации)

Цели программы 1.Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

Задачи программы 1.Обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
2.Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов.
3.Обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

Целевые индикаторы и показатели программы

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, процентов;

Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов, процентов;

Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации, процентов;

Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые), процентов;

Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети), процентов;

Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации, процентов;

Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, процентов

Этапы и сроки реализации программы

I этап: 01.01.2011 — 31.12.2012

II этап: 01.01.2013 — 31.12.2015

III этап: 01.01.2016 — 31.12.2018

IV этап: 01.01.2019 — 31.12.2020

V этап: 01.01.2021 — 31.12.2025

Объемы бюджетных ассигнований программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы из средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет - 693 628 846,8 тыс. руб.;

Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы по годам составляет (тыс. руб.):

Год Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
2018 50 794 059,5
2019 53 799 240,0
2020 54 567 225,4
2021 55 663 225,3
Ожидаемые результаты реализации программы увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 61,8 процентов к 2025 году); увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 64,9 процента к 2025 году); увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процента к 2024 году); увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (до 76,9 процента к 2025 году); увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (до 78,8 процента к 2025 году); увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации (до 51,7 процентов к 2025 году)

 

Государственная программа Ростовской области «Доступная среда» https://www.donland.ru/activity/1464/

 

 

Читать далее

09 Сентябрь 2019

Трудоустройство выпускников

Информация о трудоустройстве выпускников 11 классов 2018-2019 учебного года

Класс Количество выпускников Продолжают обучение Трудоустроены Не трудоустроены Поступили на службу в армию
в учреждениях СПО в учреждениях ВПО
11А,Б 33 9 22 2 0 0

Информация о трудоустройстве выпускников 9 классов 2018-2019 учебного года

Класс Количество выпускников Продолжают обучение Трудоустроены Не трудоустроены Другое
ОУ нач. проф. образ ОУ сред. проф. образ 10 класс Курсы
28 0 11 17 0 0 0  
28 0 19 8 0 0 0 1 ребенок-инвалид – 2-й год обучения в 9 классе
18 0 15 2 0 0 0 1-в местах лишения свободы
Читать далее