Get Adobe Flash player
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Поиск по сайту

Горячее питание

goryachee pitanie logo

Наши достижения

Информация

Противодействие коррупции

Рекомендации психолога родителям по гармонизации

детско-родительских отношений (5-11 кл.)

Позитивный интерес к ребенку

Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком.

1. Беседуйте с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку, как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

3. Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

5. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

6.Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.

7. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

8. Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОДРОСТКАМИ

1. Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2.Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

3. Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

4. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появления трудностей, чем потом преодолевать их.

5. Нарушение доверительных отношений приводит со временем к «отдаленности» между родителем и ребенком, что может вылиться в различные психоэмоциональные отклонения у детей: фобии, депрессию, агрессию, тревожность, застенчивость, плаксивость, и т.д.

 

Основные составляющие доверительных отношений между родителями и ребенком

Принятие ребенка – это когда ребенка принимают полностью – и его сильные стороны, и его слабости. Ребенок на подсознательном уровне, «всеми фибрами своей души» должен чувствовать: «Меня любят не за то, каким я должен быть, а за то, каков я есть». При таком подходе ребенок получает необходимую эмоциональную поддержку для изменения себя и своего поведения. В ситуации принятия очень важен физический контакт.

Уважение детской личности

Уважительное отношение включает в себя следующие компоненты:

1.Возможность быть услышанным взрослым.

Естественно, это не означает, что мы постоянно должны соглашаться с ребенком, отдавать ему пальму первенства в разговоре. Желательно выстроить ваши диалоги таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что с его мыслями и мнением считаются, что его позиция принимается наравне с другими. Он может ошибаться, но может и услышать извинения взрослого, когда тот неправ. Кстати, ваши точные и простые извинения (если в них, конечно, есть необходимость) покажут ребенку, что вы уважаете его чувства и сожалеете о своем поведении.

2.Уважение к ребенку проявляется в честном отношении взрослого к личному пространству ребенка.

Ребенку необходимо знать, что есть кто-то, кому он может доверять, кто-то, кто сохранит его тайну. Искренность, неподдельность в общении с ребенком

 

Эффективная похвала

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как часто вы хвалите своего ребенка, как вы это делаете, сколько хороших слов у вас есть в запасе? Похвала может быть заслуженная, искренняя, немедленная, конкретная, направленная на внутреннюю мотивацию, индивидуальная, повторяющаяся, спонтанная и прочее. Всегда действуйте по ситуации и руководствуйтесь своими эмоциями, тогда ваша похвала будет искренней и эффективной.

 

Руководство по развитию доверительных отношений

- Делитесь вашими чувствами с детьми.

- Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.

Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час или даже несколько минут, когда вы отложите все свои дела и ваше внимание будет полностью принадлежать ему.

- Оставляйте ребенку специальные записочки с признанием тех или иных его заслуг.

 

Что делать родителям для улучшения отношения с вашим ребенком:

Интересуйтесь жизнью и увлечениями ребенка. Старайтесь задавать ребенку не только вопросы, которые бы касались его учебы, но и вопросы о повседневной и личной жизни. Если подросток не хочет вам сообщать некую информацию, то значит нужно оставить его с этим вопросом в покое и не пытаться вытянуть силой. Когда придет время – он сам поделится с вами.

Похвалы много не бывает. Похвала помогает повышению самооценки и настраивает на позитив.

Поддерживайте. Несмотря на то, что подросток кажется взрослым, он по-прежнему нуждается в вашей поддержке. Поддерживайте его во всех начинаниях, и тогда он начнет еще больше стараться, чтобы вы это увидели и похвалили его.

Разговаривайте по душам и находите время для общения.

Делитесь опытом. Хоть вы и росли в совершенно иное время, но ваш опыт может быть полезен и эти знания могут пригодиться ребенку. Делитесь опытом ненавязчиво, и тогда подросток быстрее станет чувствовать свою самостоятельность.

Будьте терпеливы. Чтобы наладить отношения с ребенком, необходимо набраться терпения и настойчивости. Если первый опыт оказался неудачным, то не стоит опускать руки. Семейные отношения невозможно нормализовать за пару дней – необходимо немало приложить усилий, чтобы получить положительный результат.

Устанавливайте свои границы и правила

Будьте примером для подражания

Чего стоит избегать родителям, чтобы не провоцировать конфликт с подростком:

Упреки и претензии: дети в подростковом возрасте не всегда адекватно реагируют на критику и упреки. И чтобы избежать не очень приятных последствий, лучше заменить упреки добрыми советами и рекомендациями. Таким образом, вы сможете наладить контакт с подростком, и у вас станут более доверительные отношения. Ведь это очень важно, при этом он не будет выслушивать критику в свой адрес.

«Критика: прибегая к критике вы можете ранить подростка и задеть его, что скорее всего вызовет ответную реакцию и желание делать сделать наоборот, досадить вам.

Контроль со стороны родителей

"Нужен баланс. Должна быть безопасность, которую дают родители, но без подавления интереса.

При этом давать слишком много свободы ребенку тоже неправильно, потому что он пока зачастую не может совершать правильные выборы. Родителям нужно постоянно находиться рядом, наблюдать за тем, что происходит, удерживать контакт с ребенком. А для этого он не должен вас боятся. Он должен уважать родителя, знать, что есть правила, но их не должно быть много. Ребенок должен знать, что если ему трудно, родитель не будет в роли критика, а будет поддерживающим человеком. Это позволяет сохранить контакт".

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе. Утрата приспособляемости несовершеннолетних к условиям социальной среды происходит вследствие неуспешной социализации и влечёт за собой иные негативные для личности и общества последствия, в том числе правонарушения.

Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Профилактика деструктивного поведения основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Институтом социализации детей является семья и школьная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.

Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).

За некоторые деструктивные действия несовершеннолетних законодательством Российской Федерации предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Типы деструктивных моделей поведения соответственно навигатору профилактики всех видов отклоняющегося поведения.

1.Социально психологическая дезадаптация

2.Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение

3.Рискованное поведение

4.Суицидальное самоповреждающее поведение

5.Аддиктивное (зависимое) поведение

6.Агрессивное поведение

7.Деликвентное поведение

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ПО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ:

  • намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, перевороты, протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм
  • причинение физического ущерба другим людям (побои, драки (регулярные и/или массовые), убийство)
  • моральное унижение других людей, провоцирование конфликтов, участие в травле (буллинге)
  • сквернословие
  • жестокость к животным (пытки, умерщвление, издевательства)
  • вандализм (порча неодушевленных предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства и др.)
  • экоцид (нанесение вреда объектам природы)

ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ:

  • действия с риском для жизни и (или) здоровья (паркур, зацепинг и иные)
  • интернет - зависимость, патологическая страсть к азартным играм
  • суицидальное поведение, суицид
  • чрезмерное видоизменение собственного тела (татуировки, шрамирование, пирсинг)
  • употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

  • повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию
  • зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии
  • проявление навязчивых движений
  • неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям
  • утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками
  • стремление показать свое «бесстрашие» окружающим
  • стремление быть в центре внимания любой ценой
  • нелюдимость, отчужденность в школьной среде, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки
  • избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги)

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ):

  • конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)
  • ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку)
  • проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия
  • участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами
  • трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»)
  • навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу)
  • участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению)
  • жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми.
  • резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету)
  • пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения)
  • подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.)
  • появление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет- магазинов наркотиков)
  • использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.

ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ:

  • использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную)
  • наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове
  • нежелание следить за своим внешним видом
  • появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны)
  • появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли)

Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

При проявлениях деструктивного поведения ребенку обязательно требуется психологическая помощь.

 

 

Памятка

Как готовить домашние задания

1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на воп­росы.

2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.

5. Научиться находить интересующую нужную информацию с помо­щью компьютера.

6.Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу
закрепить его и запомнить.

7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сде­лать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого
можно добиться.

8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и однокласс­никам.

9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в днев­нике записаны все задания.

10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять за­дания и сколько времени понадобится на каждое из них.

11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо
для выполнения одного задания. После его завершения со стола уби­раются уже использованные материалы и кладутся те учебные при­надлежности, которые необходимы для выполнения задания по сле­дующему предмету.

12. В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.

13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом
запомнить.

14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все
правила, которые могут пригодиться.                       /

15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.

16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с
уже известными ранее.

17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каж­дой из них в отдельности.

18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно рас­пределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на
последний день.

19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать
их при подготовке устных уроков.

   20.Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Метод ключевых слов

Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказа­но в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важ­ных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной пос­ледовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мне­нию, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изу­чаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомен­дуется использовать при подготовке устных заданий.

1 П — просмотри текст (бегло).

2 П — придумай к нему вопросы.

3 П — пометь карандашом самые важные места.
4 П -    перескажи текст (используя ключевые слова).
5 П — просмотри текст повторно.

На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным тог­да, когда:

-   ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

-   домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и ин­тересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

—вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его
исполнения;

—выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

На заметку родителям

—Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в ору­дие пыток.

—Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего
задания, его дальнюю перспективу.

—Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее за­дание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с поло­жительной отметкой.

—Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том
случае, если он в этом нуждается.

—Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он
вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

—Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь,
какую дополнительную литературу можно использовать для каче­ственного выполнения домашних заданий.

—Используйте возможность дополнительных и стимулирующих за­нятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.

—Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш
ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

 Першина Людмила Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент Московского гуманитарного педагогического института

Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора — пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько се­рьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ре­бенка в экзаменационном марафоне.

1.Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.

2.Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период
экзаменов.

3.Учтите в расписании 15—20-минутные перерывы после часа работы.

4.Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забы­вайте, что мозгу нужна витаминная пища.

5.Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ре­бенком.

6.Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за по­мощью или советом.

7.Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть вза­перти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.

8.Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сда­чи учеником экзаменов не забудьте:

—вовремя его разбудить;

—приготовить одежду для этого торжественности случая;

—положить необходимые учебные принадлежности;

—пожелать ему удачи и успехов.

 

Памятка по подготовке к экзаменам для учащихся

  1. 1.   Готовясь к экзаменам, помни, что все, к чему ты прилагаешь уси­лия, ты делаешь для себя.

2. Старайся работать за своим письменным столом, это дисципли­нирует, не позволяет расслабляться.

3. Через каждый час работы делай перерыв.

4. Намечай план работы на день и старайся его обязательно выпол­нить.

5. Старайся проговаривать трудные вопросы вслух, можешь привлечь в качестве собеседника зеркало.

6. Если родители не против после рабочего дня тебя послушать, рас­сказывай им то, что ты выучил в течение рабочего дня.

7. Для лучшего запоминания учебного материала рисуй схемы, пиши шпаргалки, конспекты. Это поможет тебе на экзамене вспомнить
изученный тобой материал.

8. Используй для выполнения схем цветные карандаши, фломасте­ры. Яркие цвета, используемые в конспекте, легче вспоминаются.

9. Трудные даты для запоминания напиши на небольших листочках и развесь в своей комнате или по квартире. Проходя мимо них по
несколько раз в день, ты сам не заметишь, как они останутся в твоей памяти.

10.Обязательно посещай консультации, готовь к ним вопросы учите­лю по существу.

11.Во время консультаций по подготовке к экзаменам не стесняйся задавать учителю вопросы, если тебе что-то непонятно. Консультация — это твое время и твое право задавать вопросы. Экзамен — это право учителя задать тебе вопросы.

12.Экзамен — это первое твое испытание. Постарайся оставить о себе хорошее впечатление.

13.Экзамен — это самопрезентация человека. Постарайся выглядеть так, чтобы экзаменаторам было приятно с тобой общаться.

14.Во время экзамена не спеши сразу давать ответ. Подумай, вникни в содержание поставленного вопроса в билете.

15.Строй свой ответ системно, логично, не забывай о важных фак­тах, связанных с вопросом билета.

16. Если в чем-то сомневаешься, лучше не говори, чтобы не сделать неуместные ошибки.

17.Если ты считаешь, что ты прав, не бойся отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

18.Если ты не прав, не ищи виноватых в других людях. Постарайся в другой раз быть более серьезным и ответственным при подготовке к экзаменам.

19.Умей достойно выходить из самого трудного положения. 

Удачи и успехов на экзаменах.