Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
>
|
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Воспитание толерантности.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей взрослых является развитие толерантности у подрастающего поколения, т.е. умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.
Толерантность – это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно:
От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, каким здесь вырастет человек.
Главные методы воспитания в семье – это:
Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
Главные ошибки родителей:
1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается.
Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Правила воспитания толерантной личности:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности:
Памятка для родителей по вопросу профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из дома
«Предупредить беду»
Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет. Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
Родители, не забывайте о потребностях своих детей, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом. (Приведенные ниже причины уходов из дома и рекомендации по их профилактике можно использовать для детей разных возрастов, с учётом специфики возрастного периода)
1. Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.
2. Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.
3. Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения. Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха. Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе. Развивайте в ребёнке творческие способности. Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
4. Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт. Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях. Развивайте в ребёнке физическую силу. Развивайте в ребёнке умение общаться.
5. Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок. Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?». Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
6. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РОДИТЕЛЕЙ В СЛУЧАЯХ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ,В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОПАЖИ ДЕТЕЙ:
1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:
обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю;
обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.
2. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.
3. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
"Профилактика подросткового суицида"
Что в поведении подростка должно насторожить учителя
Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
Что делать учителю, если он обнаружил опасность
Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида
Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения. Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СОБЫТИЯ В ДЕТСТВЕ:
- психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;
- злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
- история самоубийства и суицидальные попытки в семье:
- насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком);
- недостаток внимания и заботы о детях в семье;
- частые ссоры между родителями и высокий уровень агрессии в семье;
- развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;
- частые переезды со сменой места жительства;
- чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей;
- излишняя авторитарность родителей;
- отсутствие у родителей времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка;
- отсутствие гибкости (ригидность) членов семьи;
-воспитание приемными родителями.
МОТИВЫ И ПОВОДЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ:
1. Личностно-семейные конфликты (несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих, потеря значимого «другого», одиночество, заботы, половая несостоятельность).
2. Состояние психического здоровья (реальные конфликты у здоровых лиц, патологические мотивировки, обусловленные расстройствами психической деятельности).
3. Состояние физического здоровья (соматические заболевания, уродства).
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением (опасение судебной ответственности, самоосуждение за неблаговидный поступок).
5. Конфликты в профессиональной или учебной деятельности (несостоятельность, неудачи в школе, падение престижа, несправедливые требования).
6. Материально-бытовые трудности.
ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:
СЛОВЕСНЫЕ (он или она может):
1. Прямо или явно говорить о смерти: - я собираюсь умереть; - я не могу так жить.
2. Косвенно намекать о своем намерении: - я больше не буду проблемой; - ничто больше не имеет значения; - тебе больше не придется волноваться.
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личностную ценность, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: - в еде (слишком много или мало есть); - во сне (слишком мало или много спать); - во внешнем виде (стать очень неряшливым); - в учебных привычках (пропускать занятия, не выполнять домашние задания, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном состоянии, замкнуться от друзей и семьи; - быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.
3. проявлять признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния.
СИТУАТИВНЫЕ:
1. Быть социально изолированным.
2. Жить в нестабильном окружении.
3. Ощущать свою отверженность или стать жертвой насилия – физического, сексуального, эмоционального.
4. Иметь повышенную склонность к самоубийству в силу того, что самоубийство совершалось кем-то из друзей, родственников.
5. Предпринимать раньше попытки самоубийства.
6. Перенести серьезную потерю (смерть, развод).
7. Быть очень критически настроенным по отношению к себе.
ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА СО СТОРОНЫ ПОДРОСТКА РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО:
- осуществить квалифицированную консультацию у психолога или психотерапевта;
- временно оградить подростка от стрессогенной ситуации;
- прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах;
- восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок;
- говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием;
- избегать упреков в адрес подростка;
- если произошел парасуицид – и подростку и его семье обязательно требуется помощь специалистов (у психотерапевта или в специальном учреждении).
Родители должны всегда помнить: любые переживания и тревоги детей, любое поведение не должны оставаться без их чуткого внимания и помощи.